panorama
Сейчас в Харькове

Владимир Чистилин «Первое негосударственное телевидение из Харькова»

Владимир Чистилин «Первое негосударственное телевидение: 20 лет спустя»

От независимости – к зависимости?

Сегодня сложно назвать точную дату появления в Харькове независимых СМИ. Кто-то справедливо связывает ее с выпуском в августе 1988 года газеты «Ориентир. ДиП», потом просто «Ориентир» Валерием Дашевским и Александром Волосовым. Многие убеждены, что реально все началось 13 октября 1990 года, когда на телеэкранах горожан впервые вышел в эфир Сергей Потимков и высветились буквы «АТВ». Есть мнение, что первой ласточкой демократических масс-медиа конца 80-х был местный «самиздат» с его легендарной историей сопротивления «совку». Но если подходить формально, то именно 2 января 1991 года, (день получения свидетельства о регистрации № 1 и возникновения в Харькове первой независимой телекомпании «НИКА ТV»), должно считаться датой официального отделения СМИ от государства.

Ника-ТВ

Весна 1989 года была для харьковчан первым по-настоящему ощутимым глотком свободы. Горожане взахлеб читали первые полуподпольные демократические издания, ходили на митинги Коротича и Евтушенко, обсуждали фильм «Легко ли быть молодым», смотрели по пятницам с программу «Взгляд» с Листьевым, Любимовым, Захаровым и Политковским., а главное мечтали, что скорое крушение тоталитарной системы принесет долгожданное счастье. Для журналистов конца 80-х оно виделось в возможности говорить правду и писать то, о чем хочется. В те времена одним из рассадников демократических процессов масс-медиа являлась газета «Вечерний Харьков». Именно ее сотрудники первыми осуществили, то о чем поговаривали тогдашние «акулы пера» в курилках многих изданий – попробовать избавиться от державной опеки и создать независимую журналистскую структуру. Так 25 марта 1989 года был создан, а 28 марта бюро правления Харьковского областного отделения Союза журналистов СССР утвердило устав Рекламно-информационного центра «РИЦ», который стал прообразом первых негосударственных СМИ. Его основателями стали журналисты Владимир Ревенко, Евгений Маслов, Александр Волосов и ныне покойный Александр Мурзин. Центр так и не издал никакой газеты. Но каждый из первоучредителей впоследствии избрал свою нишу, снискав положенную порцию славы. Мурзин вместе с сестрой Еленой основал первую рекламную газету «Харьковский курьер». Позже оказавшийся в тюрьме за свою журналистскую деятельность Волосов выпускал прославленную газету «Ориентир». Ревенко и Маслов были редакторами различных СМИ…

Ника-ТВ

Спустя почти год после «первого харьковского блина» в Москве стали регистрировать первые негосударственные масс-медиа. Этим и воспользовались тогда честолюбивые харьковчане. После того, как летом 1990 года в Москве «дали добро» на существование компании «Ника ТВ» и об этом вышла информация в газете «Труд», в «белокаменную» из «первой столицы» отправился Владимир Ревенко. В результате переговоров с организатором первой независимой телекомпании Николаем Луценко удалось зарегистрировать 17 июля 1990 года в Москве, а 5 октября 1990 года в Харькове региональное бюро Всесоюзной общественной телекомпании «НИКА ТВ». Владимир Ревенко, Александр Сериков, Евгений Маслов и Сергей Сушко обосновались в мансарде Областного дома народного творчества. Позже к ним присоединились, Дмитрий Харитонов, Юрий Францов, Дмитрий Головачев, Игорь Поддубный и др. «НИКА ТВ» стала снимать и монтировать сюжеты, программы, рекламу на бытовых видеомагнитофонах. Осенью 1990 года состоялся ее первый совместный эфир с областным телевидением. Вел его из Дворца спорта неподражаемый спортивный комментатор Борис Ланевский. По иронии судьбы начало большого пути журналисты начали с чемпионата по кик-боксингу. Думаю уместно поименно вспомнить тех, кто организовал и провел первый совместный эфир ХГОТРК и негосударственной телекомпании. Помимо Бориса Павловича, над ним работали Борис Медовкин, Вадим Брук, Василий Гусаров, Евгений Гладушевский, Евгений Щербань, Владимир Ревенко, Евгений Маслов.

В это же время в полуподвальном помещении народной киностудии Политехнического института обсуждалась идея создания альтернативного телевидения. Позже, введший в лексикон харьковчан слово «дешифратор» Владлен Литвиненко, как директор малого предприятия «Агентство телевизионного вещания» (АТВ), принял решение создать две группы. Одну возглавлял Сергей Потимков, вторую – покойный ныне Александр Голубчик. По очереди, начиная с октября 1990 года, оба творческих коллектива должны были отработать в эфире по одному месяцу, согласно предложенным ими концепциям. 13 октября вышла в эфир группа Потимкова. Идея уличного телевидения буквально сразила наповал харьковчан. Будущий «комендант города» и его коллеги сумели увлечь зрителя стать на следующий день героями дня. Репортажи с улиц, звонки в студию во время прямого эфира, актуальные темы повседневного быта – все это обрекло его группу на успех. Поэтому, когда в ноябре 1990 года в эфире появилась команда Александра Голубчика, интеллигентного фаната кино, зритель уже не был в состоянии аффекта. Литературно-художественное вещание Голубчика, мне кажется, проигрывало уличной публицистике Потимкова. Решение Литвиненко было предопределено. Стоит вспомнить тех, кто тогда работал на «АТВ»: Леонид Мачулин, Константин Кеворкян, Людмила и Сергей Перетяченко, Александр Буньков, Вячеслав Шамаев, Анатолий Елагин, Владимир Лебедев, Сергей Бутырин, Анатолий Ярмолюк.

Позже после технологического вещания и непродолжительного перерыва трансляция возобновилась на Старый Новый год. 14 января 1991 года через день по понедельникам, средам и пятницам с 20 до 23 часов харьковчане имели возможность смотреть негосударственное телевидение. Через месяц стало ясно, что необходим еженедельный эфир и полное заполнение сетки вещания, но это уже другая история, вылившаяся в создание прославленного «Тониса», который сегодня, увы, переживает не самые лучшие времена своего существования…

А в конце декабря 1990 года состоялось еще одно знаменательное событие для харьковских электронных СМИ. В рамках программы «Вход свободный», которую готовила молодежная редакция, (по договоренности с Юрием Пернатьевым) вышла в записи программа «НИКА ТВ» представляет». Эфир готовили сотрудники «НИКА ТВ» Владимир Ревенко, Евгений Маслов, Александр Сериков, мультипликационную заставку делал Леонид Сторожук, монтировал программу видеоинженер ХСТ Евгений Михайловский. В программе «НИКИ»был показан юмористический журнал «Телеглядки» с участием журналистов из газеты «Бабах» (Сергей Гулевский и Ко)...

В это же время параллельно еще до провозглашения Независимости Украины ребята из «Тониса» ковали славу и доблесть харьковской тележурналистики. В начале 90-х годов в нашем городе насчитывалось уже целых шесть негосударственных телеканалов, в то время как столица могла похвастаться лишь тремя. Уже тогда все мечтали об общественном телевидении и думали, что его создание вовсе не за горами. Спустя двадцать лет, с горечью приходится констатировать, что мы, по сути, находимся в той же точке, что и два десятилетия назад. Цензура и самоцензура захлестнула практически всех, а граница компромисса часто определяется бизнесовыми и политическими интересами работодателя. Сегодня «отцы» независимой харьковской тележурналистики все больше говорят об Интернет-телевидении, поскольку то, что мы видим сейчас на «голубых экранах» первой столицы лишь жалкое подобие «драйва», который ушел вместе с первопроходцами начала 90-х годов. Кого-то из них уже нет, кто-то, как водится, далече. Кажется, никто из «пионеров» поколения «похоронных надежд» не ушел в монастырь, не покончил жизнь самоубийством, не сошел с ума и не пошел по этапу. Все прозаично, как и любое отрезвление от утраченных иллюзий. Да, кто-то завязал с профессией, кто-то бьется до сих пор об лед, не находя себе применения, есть те, кто окунулся с головой в бизнес, политику, посвятил себя детям или другим не менее важным делам. Кто-то спился и отошел от дел, так и не сумев принять условия тотальной «попсы». Остальных периодически мы видим на телеэкранах или читаем о них в газетах.

За эти годы уже выросло новое поколение классных журналистов, создано множество замечательных проектов, снято и написано тысячи интересных вещей. Время настолько быстротечно, что двадцать прошедших лет кажутся совершенно другой эпохой. Поколение Facebook и Twitter вправе даже не помнить о «НИКЕ», «АТВ» или «Ориентире». И все же любое значительное явление имеет свое начало. Жаль только, что в нашей стране каждые двадцать лет приходится начинать с нуля. Хотя если верить законам диалектики деление на нуль в пределе дает бесконечность. А может быть все-таки пора опомниться и вспомнить, что на нуль делить нельзя?

Статья предоставлена автором

  • Поделиться в соцсетях