panorama
Сейчас в Харькове

Обзор от Игоря Жукова: «Оскар-2019» без ведущего, но с книгой под рапсодию

«Оскар-2019» без ведущего, но с книгой под рапсодию

24 февраля в Лос-Анджелесе прошло вручение главных кинематографических наград в мире на ежегодной церемонии премии академии киноискусств США «Оскар».

91-я «оскаровская» церемония впервые за 30 лет прошла без ведущего, которого, как по мне, все-таки не хватало (выбранный вести церемонию комик Кевин Харт отказался после скандала с его старыми шутками о гомосексуалистах), и на сцене пришлось отдуваться голливудским звездам, объявлявшим номинантов и победителей. Среди них были  Дэниэл Крэйг, Джулия Робертс, Сэмюэль Л. Джексон, Шарлиз Терон, Майкл Китон, Дженнифер Лопез, Джейсон Момоа, Хелен Миррен, Джеймс МакЭвой и др. Началось же все на сцене, похожей на шевелюру Дональда Трампа, с яркого выступления легендарной группы «Queen». Жаль, что Фредди Меркьюри не дожил до сегодняшних дней.

Лучшим фильмом, как я и предполагал, для политкорректной киноакадемии стала «Зеленая книга» на важную для американцев тему расовой дискриминации о «черно-белой» дружбе, решенную с прекрасным чувством юмора, отличной историей (+ «Оскар» за лучший оригинальный сценарий) и великолепными актерами, один из которых Махершала Али получил золотую статуэтку за мужскую роль второго плана (тоже прогнозируемо). Хотя и хотелось верить в интригу между картинами «Зеленая книга» и «Рома», между кино популярным и авторским, цветным и черно-белым, студийным и независимым. Ведь «Рома» – первый добравшийся так близко до «Оскара» фильм «Netflix» – стримингового сервиса, начавшего снимать фильмы и конкурировать с киностудиями. Но, думаю, в ближайшие несколько лет «Netflix» добьется своей золотой статуэтки за лучший фильм, ведь именно настоящее оскаровское кино и смотрят больше не в кинотеатрах, а на таких киносервисах. Но и в этому году их необычную черно-белую авторскую картину на испанском языке «Рома» мексиканца Альфонсо  Куарона наградили тремя «Оскарами» в номинациях «Лучший фильм на иностранном языке», «Лучший режиссер» и «Лучший оператор». Причем все эти статуэтки достались Куарону, который сам был и постановщиком, и оператором картины. И это впервые случилось в истории «Оскара», чтобы статуэтки достались одному человеку в режиссерской и операторской номинациях. Кстати, Куарон в своем фильме был еще продюсером, сценаристом и даже монтажером.

Также три «Оскара» кроме «Зеленой книги» (еще и за лучший сценарий) и «Ромы» получил кинокомикс «Черная Пантера» за саундтрек, дизайн костюмов и для художника-постановщика. А опередил их на одну статуэтку один из наиболее популярных фильмов года «Богемская рапсодия», награжденный за лучший звук, монтаж, монтаж звука и главную мужскую роль – ожидаемо для впервые номинировавшегося Рами Малека за точно воссозданный им образ легендарного Фредди Меркьюри. Хотя, если честно, по оскаровским критериям больше на золотую статуэтку подходил Кристиан Бэйл, полностью вжившийся в роль вице-президента США Дика Чейни в кинобиографии «Власть», для чего он набрал почти 20 кг веса, постригся налысо и высветлил брови. В прошлом году эксперименты с внешностью Гари Олдмана для роли Уинстона Черчилля в «Темных временах» принесли ему «Оскар», а в этом хватило только на статуэтку «за лучший грим». Может быть, за это и поплатился Рами Малек, сразу после вручения упавший  со сцены за кулисами с «Оскаром» в руках. Зрители этого не увидели, но, если бы это попало в телетрансляцию, то, наверняка, стало более эффектным моментом, чем появление актера Кигэна-Майкла Ки, спустившегося из-под потолка «Dolby Theatre» на сцену с зонтиком в руках, чтобы объявить выступление Бетт Мидлер с песней из фильма о летающей няне «Мэри Поппинс возвращается». Но, возвращаясь к неполученному «Оскару»,  в принципе, у Бэйла уже он есть за фильм «Боец» и ему было, наверное, не так обидно, как прославленной Гленн Клоуз, которая установила антирекорд: актриса семь (!) раз выдвигалась на «Оскар», но так его ни разу и не получила.

Лучшими визуальными эффектами признали не трюки в блокбастерах «Мстители: Война бесконечности»; «Хан Соло: Звездные войны. Истории», «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга, а более скромного на их фоне «Человека на Луне», в котором отказались от излюбленных в Голливуде съемок на зеленом фоне. На красной же оскаровской дорожке «лучшим спецэффектом» стало черное платье-смокинг малоизвестного темнокожего актера Билли Портера, которое сразу же заставило вспомнить, что выделяться нужно умом. Даже эпатажная Леда Гага была скромна и одета в стиле Одри Хепберн, а «Оскар» получила (и расплакалась во время вручения) за лучшую песню к фильму «Звезда родилась», в котором она сыграла главную роль. А вот ее экранного партнера Брэдли Купера, который был еще и режиссером, сценаристом, продюсером, «прокатили», как, впрочем, и весь фильм, выдав ему в семи номинаций только один вышеназванный «Оскар». Наверное, нужно Куперу податься в профессиональные певцы, ведь во время его проникновенного исполнения песни из фильма вместе с Леди Гагой, весь зал встал, аплодируя.

Лучшим полнометражным мультфильмом стал «Человек-паук: Через вселенные» с бюджетом 90 миллионов $, а короткометражным – копеечная, но очень трогательная киноистория «Бао» о китайской иммигрантке и ожившем пельмене.

Еще оскаровская церемония традиционно выполнила план по политкорректности, и кроме Махершала Али за «Зеленую книгу» (за три года уже два «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана ­– в 2017-м за драму «Лунный свет») золотую статуэтку дали афроамериканке Режине Кинг за лучшую женскую роль второого плана в драме «Если Бил-стрит могла бы заговорить». Не забыли и Спайка Ли, наградив его за лучший адаптированный сценарий к «Черному клановцу». 

Трансляция церемонии длилась не более трех часов по новым правилам, введенным в прошлом году, что было вызвано падающими рейтингами трансляции в последние годы (в 2018-м длилась почти 4 часа и стала самой малосмотрибельной). Именно для их повышения собирались еще добавить новую номинацию «за лучший народный (популярный) фильм», в которой соревновались бы ленты с большими кассовыми сборами. Но сами кинематографисты ее раскритиковали, и в киноакадемии официально решили в этом году пока не вводить новую категорию. Но не стали отказываться от этой идеи, отправив ее на доработку, ведь среди причин падения рейтинга кроме большой длительности церемонии называют еще, то что участвуют здесь и побеждают фильмы, которые любят критики, а не зрители. Но, как бы в погоне за рейтингом, не потерять то за, что «Оскар», по моему мнению, и является ценным: благодаря ему зрители смотрят умные фильмы, получившие золотую статуэтку.

Обо всех новинках кино вы можете подробно узнать в программе "Премьера с Игорем Жуковым" ежедневно на харьковском канале "А/ТВК" в 23.55 и в пятницу 18.00, субботу 12.00, воскресенье 17.30, понедельник 12.00, вторник 19.30, среду 6.30, четверг 19.30 и ежедневно на канале "Триолан.Инфо" в 12.20, 15.45, 19.50, 22.40.

Игорь Жуков во время съемок программы "Премьера"

  • Поделиться в соцсетях